Представители власти, ветеранских организаций, общественные деятели, поисковки — все неравнодушные к исторической памяти на круглом столе обсуждают поправки в проект федерального закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». 

Это будет великое дело для нашей родной Брянщины, и думаю, для нашего подрастающего поколения. 

Владимир Попков, секретарь Брянской областной Думы

Необходимо создать единый реестр захоронений защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга. Предстоит свести воедино данные военкоматов, силовых структур и органов власти. Предполагается, что такие могилы приобретут статус воинских захоронений.

Патриотизм в том, чтобы знать, кто тебя защищал, где он похоронен и какие ты силы можешь приложить к тому, чтобы это место захоронения было обустроено.

Валентина Миронова, депутат Государственной Думы ФС РФ

Председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Общественной палаты Брянской области, участникБрянского регионального отделения «Национального благотворительного фонда» Попов Максим Анатольевич выступил с докладом, в котором поднял острые проблемы обсуждаемого законопроекта. Ниже мы публикуем основные выдержки из его доклада.


В октябре 2018 года по предложению Общественной палаты Российской федерации членами Комиссии по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Общественной палаты Брянской области были рассмотрены предложенные Министерством экономического развития Российской Федерации проекты федеральных законов «О внесении изменений в Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://regulation.gov.ru/p/83060) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (http://regulation.gov.ru/p/83082), разработанные во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 мая 2018 года № Пр-763 в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в период Великой Отечественной войны 1941 − 1945 годов.

Положения законопроекта об увековечении направлены на введение ограничения на использование земельных участков, входящих в состав территорий боевых действий в период Великой Отечественной войны, а также на урегулирование особенностей перезахоронения останков погибших защитников Отечества.

Подразумевали:

  • установление административной ответственности за неисполнение обязанности по своевременному уведомлению органа местного самоуправления об обнаружении на земельном участке непогребенных останков погибших при защите Отечества или неизвестных воинских захоронений;
  • нарушение запрета на проведение строительных, земляных и других работ, в результате которых непогребенные останки погибших при защите Отечества или неизвестные воинские захоронения могут быть повреждены;
  • препятствование деятельности уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по перезахоронению останков погибших при защите Отечества 1941 − 1945 годов, перечни которых утверждаются субъектами Российской Федерации при содействии Минобороны России, и на которых обнаружены непогребенные останки погибших при защите Отечества.

По итогам обсуждения проектов Федерального закона были определены следующие предложения:

  • С учетом того, что в разработанных пояснительных документах имееется ссылка на международные договоры, после фраз «захоронений защитников Отечества» необходимо добавить слово «(захоронений)», так как только специалисты могут определить вид захоронения, причину, принадлежность и т.д., а не правообладатели земельных участков.
  • Рассмотреть возможность установки памятников (памятных знаков) в населённых пунктах не только конкретным погибшим воинам, но и военным формированиям, которые принимали участие в защите нашей Отчизны в разные периоды (34-й пехотный Севский полк, 35-й пехотный Брянский полк).
  • Создать единую информационную базу данных, в которой будут концентрироваться сведения о паспортизации всех воинских захоронений в РФ (а не только 1941-45 г.г.), их состоянии. Ведение ресурса поручить одной компетентной организации с конкретными ответственными лицами по учёту и надзору.
  • Создать интерактивную карту с захоронениями учтенными и неучтенными, занесенными в реестр либо существующие с учётными карточками военкоматов, привлечь к данному мероприятию поисковые отряды для внесения точных координат. Произвести маркирование местности гибели воздушных экипажей, мест ведения ожесточённые боев и проведения крупных операций партизанскими соединениями.
  • Установить ответственность за препятствование проведению работ по поиску стихийных захоронений на местах боев.
  • Установить штраф в более крупном размере за несанкционированный снос памятников, находящихся на частных землях, и рассмотреть факты воспрепятствования к посещению данных памятников родственниками и поисковиками.

Обсуждаемая сегодня законодательная инициатива безусловно предусматривает увековечивание памяти всех погибших защитников Отечества, а не только в годы Великой Отечественной войны, как и алгоритм взаимодействия силовых ведомств, органов региональной исполнительной власти и местного самоуправления, позволяет привлекать средства федерального бюджета и устанавливать более серьезные штрафы (не от двух до десяти тысяч рублей, а от пяти тысяч до двух миллионов). Тем не менее, законопроект не учитывает установление ответственности по местам захоронений, не являющимися воинскими захоронениями, кладбищами, мемориалами (ответственность по действиям/бездействиям на которых определена законом). Также не определено как понятие воинского захоронения, так и уполномоченных лиц (организаций) для его установления. Хотелось бы внести ясность в порядок взаимодействия между Министерством обороны, его структурными подразделениями в регионах и органами местного самоуправления по организации работы с момента обнаружения воинского захоронения до окончательной реализации вопроса увековечивания (памятник, знак, обелиск). 

В связи с этим, считаю необходимым внести следующие предложения к проектам федеральных законов:

  • Установить ответственность за неисполнение правообладателем земельного участка обязанности  по своевременному уведомлению органов местного самоуправления об обнаружении непогребенных останков погибших при защите Отечества или неизвестных воинских захоронений (захоронений), находящихся на таком земельном участке; нарушение заказчиком и (или) лицом, проводящим строительные, земляные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены останки погибших при защите Отечества, запрета на проведение таких работ в случае обнаружения указанных останков; препятствование деятельности уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по перезахоронению останков погибших при защите Отечества.
  • Установить ответственность за препятствование проведению работ по поиску стихийных захоронений на местах боев.
  • Установить ответственность за несанкционированный снос памятников, находящихся на частных землях, и рассмотреть факты воспрепятствования к посещению данных памятников родственниками и поисковиками.
  • Рассмотреть возможность установки памятников (памятных знаков) в населённых пунктах не только конкретным погибшим воинам, но и военным формированиям, которые принимали участие в защите нашей Отчизны в разные периоды.
  • Учесть возможность установки специальной информационной таблички, в случае переноса захоронений на новое место.
  • Создать интерактивную карту с захоронениями учтенными и неучтенными, занесенными в реестр либо существующие с учёными карточками военкоматов, привлечь к данному мероприятию поисковые отряды для внесения точных координат. Произвести маркирование местности гибели воздушных экипажей, мест ведения ожесточённые боев и проведения крупных операций партизанскими соединениями.
  • К мероприятиям по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества привлечь молодежь, в том числе местных волонтеров и юных поисковиков, юнармейцев и др.
  • Определить порядок взаимодействия между Министерством обороны, его структурными подразделениями в регионах и органами местного самоуправления по организации работы с момента обнаружения воинского захоронения до окончательной реализации вопроса увековечивания.

Общественной палатой Брянской области во второй половине мая 2019 года запланированы мероприятия «О состоянии и содержании захоронений воинов погибших в Великой Отечественной войне». Есть реальная необходимость ревизии состояния воинских захоронений на территории региона, для участия в федеральной целевой программе по их восстановлению. Предлагаю всем принять участие в анализе и подготовке материала. Актуальность вопроса возникла в прошлом году на заседании комиссии Общественной палаты Брянской области в связи с обсуждением проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание и восстановление военно-мемориальных объектов в 2019-2024 годах». Программы разработаны Министерством обороны Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № Пр-2490 и Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 года № РД-П4-2168, указания Президента Российской Федерации от 5 мая 2018 года № Пр-763 и в соответствии с протоколом совещания от 23 мая 2018 года № А4-81956а под руководством помощника Президента Российской Федерации А.Р. Белоусова (http://regulation.gov.ru/p/83078).

Наше предложение заключается в следующем:

  • Создать новые памятные места (памятники, скверы, мемориальные плиты и т.п.) в честь погибших при защите Отечества (не только в местах их захоронений, как указано в проекте Программы).
  • Организовать проведение мероприятий по восстановлению (ремонт,благоустройство) памятных мест в честь всех погибших при защите Отечества, не ограничиваясь периодом Великой отечественной войны.