27 января 2020 года на площадке Брянского госуниверситета имени академика И.Г. Петровского состоялось расширенное заседание Совета Общественной палаты Брянской области с участием представителей общественных организаций и объединений по обсуждению законопроекта, предусматривающего внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. Общественную палату Российской Федерации представляла Л.Ф. Ермакова.
В ходе обсуждения участники неоднократно подчеркивали, что поправки направлены на закрепление социальных гарантий для граждан, развитие политической системы, в том числе путем усиления роли парламента, формирование структуры органов государственной власти, установление системы публичной власти, на повышение требований к лицам, занимающим государственные должности, и совершенствование законотворческого процесса. Многие из предложенных главой государства изменений уже действуют на уровне законов, но теперь предлагается закрепить их на конституционном уровне.
Наиболее существенными поправками являются: закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
В целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны статью 75 Конституции Российской Федерации предлагается дополнить положениями, устанавливающими минимальный размер оплаты труда, гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.
В целях защиты государственного суверенитета законопроектом предлагается установить, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной Думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов Правительства Российской Федерации предлагается внести в положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, изменения, в соответствии с которыми кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом Российской Федерации после их утверждения Государственной Думой. Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Для обеспечения большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также прокуроров субъектов Российской Федерации предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации.
Кроме того, к полномочиям Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Предлагается усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации, наделив его возможностью проверять по запросам Президента Российской Федерации конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации.
В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусматривается формирование Президентом Российской Федерации Государственного Совета Российской Федерации. В рамках обсуждения поправок в Конституцию Российской Федерации и основных положений Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию перед участниками заседания выступили: председатель Общественной палаты Брянской области А.В. Антюхов, директор департамента образования и науки Брянской области Е.В. Егорова, врио по руководству департаментом здравоохранения Брянской области В.В. Мосин, врио по руководству департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Г.Г. Волкова, начальник управления государственной службой по труду и занятости населения Брянской области Е.В. Новикова, председатель Федерации профсоюзов Брянской области О.В. Полякова, член Совета Общественной палаты Брянской области и участник БРО НБФ М.А. Попов.
Выступавшие поддержали закрепление на конституционном уровне поправок, связанных с усилением социальных прав и гарантий граждан. Законопроект предусматривает установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. В дополнение к этому в поправках упомянуты гарантия обязательной индексации пенсий, социальных пособий и других социальных выплат. Выступавшими были приведены красноречивые примеры позитивных изменений в системе здравоохранения, образования региона, меры, предпринимаемые Правительством Брянской области и руководителями муниципальных образований по социальной поддержке граждан.
Законопроект предполагает предоставления возможности формирования Госсовета президенту. Согласно поправкам, Госсовет будет определять основные направления внутренней и внешней политики. Подробно его деятельность планируется оформить в отдельном законе. Кроме того, в поправках отмечается, что президент предоставляет Совфеду кандидатуры на высшие должности в Верховном суде, Конституционном суде и Генпрокуратуре.
Ещё одной поправкой является предоставление Конституционному суду возможности проверять по запросам президента конституционность законов, принятых палатами Федерального собрания, до их подписания президентом.
Стоит отметить, что проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» не затрагивает фундаментальных положений Основного Закона. Законопроект направлен на повышение качества жизни граждан, усиления роли и повышение ответственности в политической сфере Федерального Собрания РФ, совершенствования институтов публичной власти с учетом политико-правовых процессов, проходящих в российском обществе.